библиотечка ЖК Курс "Основа творческой деятельности журналиста"и "Основы журналистики" Лазутина Г.В. "Основы творческой деятельности Ю. Буданцева "Основы журналистского образования" Л.Г. Свитич "Профессия: журналист" |
Каждая профессия имеет свое ДНК, уникальный код, хранящий информацию о ней. Для того, чтобы стать журналистом, пожалуй, необходимо расшифровать этот код и внедрить в свой собственный. Тогда получится прекрасный продукт селекции – человек-журналист! Но это, конечно же, шутка. А в это разделе вы обнаружите много полезных и интересных материалов о журналистике. Практически все, что вы хотели бы знать о профессии. И здесь же мы представляем особо профессиональную матрицу – словарь журналистских терминов. Это особый язык журналистики, на котором общаются профессионалы. Овладеть им – значит стать своим человеком.это интересно
ХОРОШИЙ ЖУРНАЛИСТ: КТО ОН?ХОРОШИЙ ЖУРНАЛИСТ - это интеллигентный, образованный человек с пытливым складом ума и искренним желанием быть объективным и точным. Ему (или ей) необходимо проявлять настойчивость, упорство и даже агрессивность в достижении своей цели. Однако всё это не должно перерастать в откровенное хамство. Хороший газетчик знает, что такое настоящая новость, и умеет преподать её аудитории в первозданном виде - без каких-либо искусственных добавок и фактологических приправ. Хорошему журналисту необходимы логика и здравый смысл. За «деревьями» мелких и порой несущественных фактов он всегда должен различать «лес» - то есть событие или явление во всей его целостности и полноте. Хороший журналист обязан понимать людей и находить с ними общий язык. По той простой причине, что у каждого из нас есть своя неповторимая история. Хороший журналист должен с подозрением относиться к тем, кто может использовать его в своих корыстных целях, и кто отлично знает, что факты, вырванные из контекста, отнюдь не являются истинной в последней инстанции. Правда - дело тонкое! В одно и то же время разные люди могут по-своему говорить об одних и тех же событиях. И каждый будет на сто процентов убежден только в своей правоте. Распутать такой клубок нелегко - на это требуется потратить немало времени, терпения и умственной энергии. Но, возможно, важнее всего для хорошего журналиста быть справедливым и великодушным. Ведь у любого человека должен оставаться шанс на публичную самозащиту. Каждому из нас даровано право высказывать собственную точку зрения на то или иное событие. Хороший журналист просто обязан быть толковым, сообразительным и дисциплинированным человеком, способным легко и непринужденно переходить от одного занятия к другому, при этом часто работая над несколькими материалами одновременно.
Тимоти Кенни,
Редактирование материалов: руководство для стражей
глава из книги "Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы"
Редакторы материалов - верные стражи газеты, они охраняют ее от ошибок, опущенных фактов, оставшихся без ответов вопросов, грамматических ошибок, многословия, отсутствия ясности, плохого вкуса и рискованных заявлений. Ни один материал не может быть опубликован без редактирования хотя бы одним человеком (не автором). В больших газетах материал до публикации нередко редактируется тремя-четырьмя редакторами. Опытные редакторы предлагают следующие советы по редактированию материалов: 1. Прежде чем начинать править материал, прочтите его до конца - нужно понять, что пытается сказать автор. 2. Убедитесь, что структура материала разумна, т. е. что материал скомпонован правильно. Решите, что является самым главным вопросом. Если репортер не сумел вывести этот вопрос в лид статьи, верните материал на доработку или, если с автором трудно связаться, сделайте поправки сами. Это относится в основном к информационным сообщениям, а не к очеркам, где главный вопрос может не выноситься в первые абзацы. 3. Уплотняйте материал. Подумайте, какие его части могут быть сокращены, если это понадобится. Все сокращения делайте в последнюю очередь, когда будете твердо знать, что именно подлежит сокращению. 4. Переставляйте слова, улучшайте обороты, приглаживайте предложения, вносите другие изменения, которые сделают материал более привлекательным. Особое внимание уделите лиду. 5. Убедитесь, что на все резонные вопросы даны ответы. Если этого не сделано, попросите автора сделать необходимые дополнения или, если это неосуществимо, попробуйте сами найти ответы и дополнить ими материал. 6. Убедитесь, что материал справедлив, что в нем представлены несколько точек зрения, что обвиняемая или критикуемая сторона имеет шанс возразить, что абстрактные вопросы рассмотрены на конкретных примерах. 7. Относитесь скептически к любому факту в материале. Нужно знать, какой репортер надежен, какой - безответственен. Взвесьте вероятность того или иного утверждения - выглядит ли оно правдоподобным? Займитесь арифметикой. Если колонка чисел должна давать в сумме столько-то, проверьте, так ли это. Проверьте, правильно ли указаны имена, фамилии, инициалы, титулы и должности, членство в политической организации, даты, время, место и предыстория события, адреса, суммы денег, юридические обвинения. 8. Упрощайте материал. Заменяйте длинные, сложные предложения простыми. 9. Объясняйте. В материале не должно быть ни одного слова, выражения или предложения, которые могли бы показаться читателю непонятными. 10. Не нужно слишком часто ссылаться на источники. Но спорная или противоречивая информация должна сопровождаться такими ссылками обязательно. 11. Проверьте логичность связывающих абзацев - избегайте внезапных скачков мысли в материале. 14. Не щадите "обязательный", но скучный материал. Снимая любое лишнее слово, предложение или абзац, вы высвобождаете газетную площадь для более интересных материалов. 15. Со всем тем, что упомянуто выше, работайте скальпелем, а не топором. Вы - редактор материала, но также являетесь и другом журналиста, его написавшего. Если у журналиста свой, особый стиль, уважайте и сохраняйте его, насколько это позволяет здравый смысл. Трения между редакторами и журналистами неизбежны. У редактора есть основания брюзжать, когда журналист приносит материал явно слабее предыдущего. Тем самым редактор способствует профессиональному росту журналистов. С другой стороны, журналисты по понятным причинам сердятся, когда редакторы радикальным образом изменяют материал, не возвращая его на доработку, хотя время позволяет, и не объясняют, почему эти изменения были сделаны. Между тем подобные объяснения являются частью процесса обучения журналистов, и редакторы обязаны быть терпеливыми учителями. Иногда редакторам приходится править материал в отсутствие автора - когда он на задании или его нет по другим причинам. Редакторам следует отработать систему, позволяющую в большинстве случаев связываться с журналистами по телефону - если они дома, в ресторане и т. д. И все-таки, невзирая ни на какие внутренние трения, выпускающий редактор всегда должен стоять на страже интересов газеты и интересов читателя. --------------------------------------
Девять принципов информационностиЧтобы событие появилось в выпусках информационных новостей, оно должно удовлетворять хотя бы одному из следующих критериев, определяющих его ценность: 1. Общественно-политическая значимость темы. 2. Близость темы: - новости с точки зрения зрителей либо в пространстве (непосредственное соседство или не слишком отдаленное место), либо во времени (недавнее прошлое или недалекое будущее); - что-то хорошо знакомое им или близкое по каким-то причинам; - вообще все то, что может заинтересовать и по ассоциации с какими-либо личными впечатлениями иной раз привлечет их внимание, если даже речь идет о чем-то далеком и по времени, и по месту. 3. Известность кого-либо или чего-либо: - все то, что по тем или иным причинам может получить признание и популярность либо на местном уровне, либо более в широких масштабах; - успехи или неудачи государственных, политических, деловых, общественных и иных организаций и их представителей - "ньюсмейкеров"; - знаменитости разных калибров, причем как в положительном, так и в отрицательном смысле; - сенсационные открытия, изобретения или достижения в самых различных областях. 4. Своевременность: - способна ли новость "держать" всю информацию, пока она почему-либо не утратит свою актуальность; - уместно ли давать те или иные сведения в контексте сегодняшнего дня; - не принесет ли их опубликование незапланированный вред по каким-либо причинам; - достаточно ли они созвучны духу времени по стилю изложения и аргументации? 5. Воздействие новости по ее возможным последствиям: - возбудит ли она интерес читателей ко всем другим элементам информации; - привлечет ли их внимание к ее теме; - окажет ли эта тема влияние на формирование каких-то суждения и эмоций; - соответствует ли она интересам как отдельной семьи, так и всего общества в целом? 6. Масштабность новости по степени ее важности, весомости и значимости: - достаточно ли убедительна она с точки зрения всего объема информации; - играет ли она принципиальную или второстепенную роль ее понимания и оценки? 7. Конфликт (в самом широком толковании этого слова): - от семейных коллизий до межнациональных или межрегиональных столкновений; - от пикантных интриг до сенсационных скандалов разного рода; - от разоблачения мафиозных группировок до раскрытия крупномасштабных политических замыслов; - от противоречий между интересами различных политических и общественных сил внутри страны до конфронтации сил на международной арене. 8. Необычность: - непредсказуемое или ненормальное развитие событий и проблем, неожиданные или непривычные ситуации разного рода; - необычные факты из обычной жизни, эксцентричные или экстравагантные поступки, интересные странности и курьезы. 9. Персонификация: - дает ли новость возможность акцентировать внимание на интересных подробностях с помощью ссылок на конкретных людей; - может ли она объяснить событие или проблему штрихами "через человека"? Все эти критерии можно выразит краткой, но необычайно емкой формулой "Кто? Где? Когда? Что? Как? Почему?". Эти шесть классических вопросов, впервые выделенных еще римским оратором Марком Квинтилианом, в наше время составляет основу основ подготовки информации. В.С.Воскобойников, В.К.Юрьев (С) Broadcasting, № 7 (19), 2001 г. Законы Мерфи в газетном деле
Язык журналистикиПоговорим на языке журналистики? А как? Ну это по-началу как на иностранном. И действительно, для делетанта, да и для начинающего журоналиста диалог двух профессиональных журналистов может показаться неясным, а язык иностранным. Спокойно, студент! Сейчас во все разберемся! В помощь тебе очень краткий словарь Журналиста, который поможет стать своим в профессиональной среде, освоитсья с основными понятиями и преобрести первый уровень журналистского сознания.Погрузитсья в словарь
|
Журналист – это самый трудолюбивый лентяй на свете. Каталог журналистских сайтов Благотворительный фонд Артёма Боровика http://fondartema.com/index/0-39
|