Яндекс.Погода
  библиотечка ЖК 

Курс "Основа творческой деятельности журналиста"

и "Основы журналистики"

Лазутина Г.В. "Основы творческой деятельности


Ю. Буданцева "Основы журналистского образования"


Л.Г. Свитич "Профессия: журналист"


Сюнькова Г.К. "Современная журналистика как сфера массово-информационной деятельности"


Е.П. Прохоров "Основы журналистики". Наглядное пособие


Курс "Правовые основы журналистики"

Копылов В.А. "Информационное право"

Федотов М.А. "Правовые основы журналистики"





Каждая профессия имеет свое ДНК, уникальный код, хранящий информацию о ней. Для того, чтобы стать журналистом, пожалуй, необходимо расшифровать этот код и внедрить в свой собственный. Тогда получится прекрасный продукт селекции – человек-журналист! Но это, конечно же, шутка.
А в это разделе вы обнаружите много полезных и интересных материалов о журналистике. Практически все, что вы хотели бы знать о профессии. И здесь же мы представляем особо профессиона
льную матрицу – словарь журналистских терминов. Это особый язык журналистики, на котором общаются профессионалы. Овладеть им – значит стать своим человеком.


это интересно

 

ХОРОШИЙ ЖУРНАЛИСТ: КТО ОН?

ХОРОШИЙ ЖУРНАЛИСТ - это интеллигентный, образованный человек с пытливым складом ума и искренним желанием быть объективным и точным. Ему (или ей) необходимо проявлять настойчивость, упорство и даже агрессивность в достижении своей цели. Однако всё это не должно перерастать в откровенное хамство.

Хороший газетчик знает, что такое настоящая новость, и умеет преподать её аудитории в первозданном виде - без каких-либо искусственных добавок и фактологических приправ.

Хорошему журналисту необходимы логика и здравый смысл. За «деревьями» мелких и порой несущественных фактов он всегда должен различать «лес» - то есть  событие или явление во всей его целостности и полноте.

Хороший журналист обязан понимать людей и находить с ними общий язык. По той простой причине, что у каждого из нас есть своя неповторимая история.

Хороший журналист должен с подозрением относиться к тем, кто может использовать его в своих корыстных целях, и кто отлично знает, что факты, вырванные из контекста, отнюдь не являются истинной в последней инстанции.

Правда - дело тонкое! В одно и то же время разные люди могут по-своему говорить об одних и тех же событиях. И каждый будет на сто процентов убежден только в своей правоте. Распутать такой клубок нелегко - на это требуется потратить немало времени, терпения и умственной энергии.

Но, возможно, важнее всего для хорошего журналиста быть справедливым и великодушным. Ведь у любого человека должен оставаться шанс на публичную самозащиту. Каждому из нас даровано право высказывать собственную точку зрения на то или иное событие.

Хороший журналист просто обязан быть толковым, сообразительным и дисциплинированным человеком, способным легко и непринужденно переходить от одного занятия к другому, при этом часто работая над несколькими материалами одновременно.

 

Тимоти Кенни,
американский журналист и тренер
.

 

Редактирование материалов: руководство для стражей

 

глава из книги "Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы"


Статья из брошюры Американского института печати "Как эффективно писать и редактировать статьи". Печатается с разрешения.

Редакторы материалов - верные стражи газеты, они охраняют ее от ошибок, опущенных фактов, оставшихся без ответов вопросов, грамматических ошибок, многословия, отсутствия ясности, плохого вкуса и рискованных заявлений.

Ни один материал не может быть опубликован без редактирования хотя бы одним человеком (не автором). В больших газетах материал до публикации нередко редактируется тремя-четырьмя редакторами.
В зависимости от тиража и структуры газеты материал проходит через руки самых разных редакторов: выпускающего редактора, младшего редактора, давшего журналисту задание, редактора раздела, редактора новостей и, в особо важных случаях, материал редактируют редактор-распорядитель и главный редактор. Поскольку в данном случае функции всех этих редакторов одинаковы, все они в этой главе будут называться выпускающими редакторами.

Опытные редакторы предлагают следующие советы по редактированию материалов:

1. Прежде чем начинать править материал, прочтите его до конца - нужно понять, что пытается сказать автор.

2. Убедитесь, что структура материала разумна, т. е. что материал скомпонован правильно. Решите, что является самым главным вопросом. Если репортер не сумел вывести этот вопрос в лид статьи, верните материал на доработку или, если с автором трудно связаться, сделайте поправки сами. Это относится в основном к информационным сообщениям, а не к очеркам, где главный вопрос может не выноситься в первые абзацы.

3. Уплотняйте материал. Подумайте, какие его части могут быть сокращены, если это понадобится. Все сокращения делайте в последнюю очередь, когда будете твердо знать, что именно подлежит сокращению.

4. Переставляйте слова, улучшайте обороты, приглаживайте предложения, вносите другие изменения, которые сделают материал более привлекательным. Особое внимание уделите лиду.

5. Убедитесь, что на все резонные вопросы даны ответы. Если этого не сделано, попросите автора сделать необходимые дополнения или, если это неосуществимо, попробуйте сами найти ответы и дополнить ими материал.

6. Убедитесь, что материал справедлив, что в нем представлены несколько точек зрения, что обвиняемая или критикуемая сторона имеет шанс возразить, что абстрактные вопросы рассмотрены на конкретных примерах.

7. Относитесь скептически к любому факту в материале. Нужно знать, какой репортер надежен, какой - безответственен. Взвесьте вероятность того или иного утверждения - выглядит ли оно правдоподобным? Займитесь арифметикой. Если колонка чисел должна давать в сумме столько-то, проверьте, так ли это. Проверьте, правильно ли указаны имена, фамилии, инициалы, титулы и должности, членство в политической организации, даты, время, место и предыстория события, адреса, суммы денег, юридические обвинения.

8. Упрощайте материал. Заменяйте длинные, сложные предложения простыми.

9. Объясняйте. В материале не должно быть ни одного слова, выражения или предложения, которые могли бы показаться читателю непонятными.

10. Не нужно слишком часто ссылаться на источники. Но спорная или противоречивая информация должна сопровождаться такими ссылками обязательно.

11. Проверьте логичность связывающих абзацев - избегайте внезапных скачков мысли в материале.
12. Проверьте грамматику. Исключайте жаргон, причудливо звучащие выражения, языковые штампы.
13. Приведите материал в соответствие со стилем газеты (единообразие в употреблении сокращений, правил орфографии, заглавных букв и т. д.).

14. Не щадите "обязательный", но скучный материал. Снимая любое лишнее слово, предложение или абзац, вы высвобождаете газетную площадь для более интересных материалов.

15. Со всем тем, что упомянуто выше, работайте скальпелем, а не топором. Вы - редактор материала, но также являетесь и другом журналиста, его написавшего. Если у журналиста свой, особый стиль, уважайте и сохраняйте его, насколько это позволяет здравый смысл.

Трения между редакторами и журналистами неизбежны. У редактора есть основания брюзжать, когда журналист приносит материал явно слабее предыдущего. Тем самым редактор способствует профессиональному росту журналистов.

С другой стороны, журналисты по понятным причинам сердятся, когда редакторы радикальным образом изменяют материал, не возвращая его на доработку, хотя время позволяет, и не объясняют, почему эти изменения были сделаны. Между тем подобные объяснения являются частью процесса обучения журналистов, и редакторы обязаны быть терпеливыми учителями.

Иногда редакторам приходится править материал в отсутствие автора - когда он на задании или его нет по другим причинам. Редакторам следует отработать систему, позволяющую в большинстве случаев связываться с журналистами по телефону - если они дома, в ресторане и т. д.
Такая система сводит к минимуму возможность того, что журналист откроет газету и, краснея от гнева, обнаружит, что его опубликованный материал имеет весьма отдаленное сходство с оригиналом, отданным им редактору.

И все-таки, невзирая ни на какие внутренние трения, выпускающий редактор всегда должен стоять на страже интересов газеты и интересов читателя.

--------------------------------------



БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ КРИТИК
Хороший редактор должен представлять собой некий парадокс: с одной стороны, благожелательно относиться к тому, что пытается написать журналист, с другой - придирчиво оценивать результаты его труда.
Идеальный редактор никогда не станет переписывать материал в том ключе, как мог бы на эту же тему написать он сам. Редактор предполагает, что тот, кто давал задание журналисту, одобрил общий подход к теме. И первейшая задача редактора - принять все меры к тому, чтобы этот, подход заработал.

Роберт Фелпс (из бюллетеня Американского общества редакторов газет)

 

Девять принципов информационности

Чтобы событие появилось в выпус­ках информационных новостей, оно должно удовлетворять хотя бы одному из следующих критериев, определяю­щих его ценность:

1. Общественно-политическая зна­чимость темы.

2. Близость темы:

- новости с точки зрения зрителей либо в пространстве (непосредствен­ное соседство или не слишком отдален­ное место), либо во времени (недавнее прошлое или недалекое будущее);

- что-то хорошо знакомое им или близкое по каким-то причинам;

- вообще все то, что может заинтере­совать и по ассоциации с какими-либо личными впечатлениями иной раз при­влечет их внимание, если даже речь идет о чем-то далеком и по времени, и по месту.

3. Известность кого-либо или чего-либо:

- все то, что по тем или иным при­чинам может получить признание и популярность либо на местном уров­не, либо более в широких масштабах;

- успехи или неудачи государствен­ных, политических, деловых, общест­венных и иных организаций и их пред­ставителей - "ньюсмейкеров";

- знаменитости разных калибров, причем как в положительном, так и в отрицательном смысле;

- сенсационные открытия, изобре­тения или достижения в самых различных областях.

4. Своевременность:

- способна ли новость "держать" всю информацию, пока она почему-либо не утратит свою актуальность;

- уместно ли давать те или иные све­дения в контексте сегодняшнего дня;

- не принесет ли их опубликова­ние незапланированный вред по каким-либо причинам;

- достаточно ли они созвучны духу времени по стилю изложения и аргу­ментации?

5. Воздействие новости по ее воз­можным последствиям:

- возбудит ли она интерес читате­лей ко всем другим элементам информации;

- привлечет ли их внимание к ее теме;

- окажет ли эта тема влияние на формирование каких-то суждения и эмоций;

- соответствует ли она интересам как отдельной семьи, так и всего общества в целом?

6. Масштабность новости по степени ее важности, весомости и значимости:

- достаточно ли убедительна она с точки зрения всего объема инфор­мации;

- играет ли она принципиальную или второстепенную роль ее понимания и оценки?

7. Конфликт (в самом широком толковании этого слова):

- от семейных коллизий до межна­циональных или межрегиональных столкновений;

- от пикантных интриг до сенсаци­онных скандалов разного рода;

- от разоблачения мафиозных груп­пировок до раскрытия крупномасштабных политических замыслов;

- от противоречий между интере­сами различных политических и общественных сил внутри страны до конфронтации сил на междуна­родной арене.

8. Необычность:

- непредсказуемое или ненормальное развитие событий и проблем, неожи­данные или непривычные ситуации разного рода;

- необычные факты из обычной жизни, эксцентричные или экстрава­гантные поступки, интересные странности и курьезы.

9. Персонификация:

- дает ли новость возможность акцентировать внимание на интересных подробностях с помощью ссылок на конкретных людей;

- может ли она объяснить событие или проблему штрихами "через человека"?

Все эти критерии можно выразит краткой, но необычайно емкой формулой "Кто? Где? Когда? Что? Как? Почему?". Эти шесть класси­ческих вопросов, впервые выделенных еще римским оратором Марком Квинтилианом, в наше время составляет основу основ подготовки информации.

В.С.Воскобойников,

В.К.Юрьев

(С) Broadcasting, № 7 (19), 2001 г.

Законы Мерфи в газетном деле

  • НЕОБХОДИМОСТИ концентрировать внимание всегда сопутствует желание отвлечься. (Закон Хатчисона)
  • ПРИ ПОДГОТОВКЕ номера в него всегда вкрадывается несколько ошибок, которые никто не заметит. (Закон публикаций Джоунса)
  • ОТКРЫВ газету на произвольной странице, читатель тут же наткнется на самую грубую ошибку. (Следствие Блоха из закона публикаций Джоунса)
  • САМЫЕ грубые ошибки набраны самым крупным кеглем. (Дополнение Шулаева)
  • ЧЕМ ДАЛЬШЕ от вас произошло бедствие или несчастный случай, тем больше требуется погибших и раненых, чтобы получился газетный репортаж. (Законы журналистики Фуллера)
  • ЧЕМ ближе вам описываемые факты, тем очевиднее ошибки в подаче этого материала.(Законы журналистики Фуллера)
  • ЧЕМ дальше вы от этих фактов, тем более склонны верить сообщению. (Законы правдивости в репортаже)
  • СОБЫТИЯ происходят чаще всего там, где их и без того много. (Закон кучи Бебина)
  • ЕСЛИ НА ВАС сошлются более одного раза, фамилия будет перепутана. (Закон цитирования Русакова)
  • ГЛАВНАЯ ошибка обнаруживается лишь после опубликования. (Закон печатного слова Русакова)
  • ПОТЕРЯННЫЙ вами номер журнала содержит именно ту статью, рассказ или отрывок романа, который вы срочно хотели бы прочитать. (Третий закон Джонсона)
  • Следствие: У всех ваших друзей этого номера либо не было, либо он утерян, либо выброшен. 

Язык журналистики

Поговорим на языке журналистики? А как? Ну это по-началу как на иностранном. И действительно, для делетанта, да и для начинающего журоналиста диалог двух профессиональных журналистов может показаться неясным, а язык иностранным. Спокойно, студент! Сейчас во все разберемся! В помощь тебе очень краткий словарь Журналиста, который поможет стать своим в профессиональной среде, освоитсья с основными понятиями и преобрести первый уровень журналистского сознания.

Погрузитсья в словарь

 

Конструктор сайтов - uCoz