Яндекс.Погода

ЖАЖДА ПЕРЕМЕН

Журналистское образование: взгляд из провинции

Мария МАЦУР, корр. Южного регионального представительства «Российской газеты» в Ставрополе, m_matsur@mail.ru

 

Однажды один редактор в беседе со мной сказал: «Я никогда не возьму на работу выпускника журфака». Моему удивлению не было предела: «Почему? А кто же должен снабжать нас новостями, если не люди, которые на это и учились?» Тогда он поделился со мной своими наблюдениями, с которыми я хочу познакомить и вас. Опережая возникающие вопросы, хочу сразу сказать — я не буду вступать в полемику ни с Артёмом Потёминым («Спор курицы с яйцами», «Журналист», №2-2006), ни соглашаться с Александром Тимофеевским («Факультет ненужных вещей», «Эксперт», № 47-2005). Их спор касается воспитания нового поколения пишущих и снимающих в МГУ, я же хочу предложить взгляд на эту проблему с периферии.

Что же такое журналистское образование в провинции? В лучшем случае, отдельный факультет, в худшем — отделение на факультете филологии. В качестве преподавателей — преклонного возраста практики, пичкающие студентов рассказами типа «А в 1953 году был такой случай…». Молодежь откровенно засыпает на их лекциях и относится к ним с пренебрежением. Но «педагогов» это не интересует, они далеки от современных компьютерных технологий, рассказывая, как хорошо работать по старинке. Они принципиально не желают учиться, предпочитая блокнот и ручку, при этом осуждают студентов, пользующихся для работы интернетом. Другой, полярный вариант — юные теоретики, которые, ни дня не проработав в СМИ, пытаются дать студентам своё видение ситуации на современном медиарынке. Лекции читают по листочку, отрывая от него взгляд только для того, чтобы ответить на звонок по мобильнику.

Когда такие педагоги принимают экзамены на заочном отделении, — это нужно снимать на камеру. Раскрыв рты, они слушают ответы действующих журналистов-практиков, давно съевших положенные профессиональные пуды соли и пришедших в вуз за пресловутой «корочкой», без которой не продвинуться по службе.

Несколько слов о студентах. Зайдя в вуз, не сразу поймёшь, куда ты попал. Нет, это не учебное заведение, это — дом моделей, дефилирующих по коридору во время лекций (сидя-то на паре, наряд не покажешь!). Потёмин пишет о джинсах от Дольче… Уверяю, провинциальная молодежь даст сто очков вперед московской тусовке. В университете учатся дети небедных родителей, для которых оплатить чаду пять студенческих лет не составляет особого труда. Журфак у такой молодежи особенно популярен (считается перспективным и престижным). Эта категория обучающихся составляет где-то половину от всего контингента выпускников. Учатся не для того, чтобы посвятить себя журналистской профессии, но из желания выделиться, поелику сие модно.

Другая половина студенчества корпит над учебниками и искренне жаждет стать профессионалами. Получается не у всех. Одному недостаёт упорства, другому —таланта или денег (при трудоустройстве это тоже аргумент). У третьих, если они не занимались самообразованием, нехватка знаний (спасибо лекторам) и хорошей практики. Вот и получается, что «на выходе» к работе готова ничтожная часть выпускников.

Мой собеседник рассказал мне парочку забавных случаев, когда проработавший две недели парень попросил прибавки к зарплате после первой мало-мальски дельной статьи. Одна девушка, которую взяли на испытательный срок, полдня тратила на звонки подружкам, описывая им в подробностях своё рабочее место, сослуживцев и порученную ей «сложную» работу (за месяц не сделала и десяти заметок).

Поэтому в организации, где трудится редактор, перьями орудуют выпускники физмата, географического и исторического факультетов. Причем команда подобралась на редкость профессиональная и сплоченная. Они нашли себя в журналистике не сразу, но журналистика в их лице многое приобрела.

Можно ли как-то изменить ситуацию? Думаю, да. Но для этого мало решения ректора или другой команды сверху. Студентам нужно понять, зачем они сюда пришли, а преподавателям — кого они хотят выпустить в свет. Без этого встречного движения «четвёртая власть» будет властью дилетантов.


МНЕНИЯ РЕДАКЦИИ И АВТОРОВ МОГУТ НЕ СОВПАДАТЬ. АВТОР ОТВЕЧАЕТ ЗА СОДЕРЖАНИЕ СВОЕЙ ПУБЛИКАЦИИ

 

По материалам журнала "Журналист"

Конструктор сайтов - uCoz